Алюминиевые сплавы

Сплав
Химический состав
Si
Cu
Mg
Mn
Ni
Ti
Fe
Zn
Pb
Be
Sn
Cr
Стандарт России ГОСТ 1583-93
АК12
10,0-13,0
0,6
0,1
0,5
0,1
0,7
0,3
АК12М2
11,0-13,0
1,8-2,5
0,2
0,5
0,3
0,2
0,6-0,9
0,8
0,15
0,1
АК12ММг
11,0-13,0
0,8-1,5
0,85-1,35
0,2
0,8-1,3
0,6
0,2
0,2
АК5М2
4,0-6,0
1,5-3,5
0,2-0,85
0,2-0,8
0,5
0,05-0,2
1
1,5
АК5М2п
4,0-6,0
1,5-3,5
0,2-0,85
0,2-0,8
0,5
0,05-0,2
1
0,3
0,15
0,000
As-0,015
АК6М2
5,5-6,5
1,8-2,3
0,35-0,5
0,1
0,05
0,1-0,2
0,5
0,06
АК8М
7,5-9,0
1,0-1,5
0,35-0,55
0,3-0,5
0,1-0,3
0,6
0,3
АК9
8,0-11,0
1
0,25-0,45
0,2-0,5
0,3
0,8
0,5
АК9М2
7,5-10,0
0,5-2,0
0,25-0,85
0,1-0,4
0,5
0,05-0,2
0,9
1,2
0,1
АК9ч
8,0-10,5
0,3
0,2-0,35
0,2-0,5
0,1
0,5
0,3
0,03
0,1
0,008
Стандарт Германии DIN EN 1676-1996
AlSi9Cu3
8,0-11,0
2,0-4,0
0,05-0,55
0,55
0,55
0,25
1,3
1,2
0,35
0,25
0,15
AlSi12
10,5-13,5
0,1
0,55
0,15
1
0,15
AlSi12Cu1
10,5-13,5
0,7-1,2
0,35
0,55
0,3
0,2
1,3
0,55
0,2
0,1
0,1
AlSi10Mg
9,0-11,0
0,1
0,2-0,5
0,55
0,15
0,2
1
0,15
0,15
0,05
Стандарт Японии JIS 5302-1990
ADC10
7,5-9,5
2-4
0,3
0,5
0,5
0,1
0,9
1
0,1
0,3
ADC12
9,6-12,0
1,5-3,5
0,3
0,5
0,5
0,1
0,9
1
0,1
0,3
Стандарт США ASTM B179-92a
A380.1
7,5-9,5
3,0-4,0
0,1
0,5
0,5
1
3,0
0,35
383.1
9,5-11,5
2,0-3,0
0,1
0,5
0,3
1
2,9
0,15
Категория:

Описание

Отливки из алюминиевых сплавов составляют около 70% цветного литья. Они обладают высокой удельной прочностью, высокими литейными свойствами, коррозионной стойкостью в атмосферных условиях. Их высокая жидкотекучесть обеспечивает получение тонкостенных и сложных по  форме отливок. Линейная усадка составляет 1,0…1,25%. Сплавы имеют невысокую температуру плавления (550…650 °С).

Наиболее высокими литейными свойствами обладают сплавы системы алюминий –  кремний (Al-Si)    – силумины (АЛ2, АЛ9). Они широко применяются в машиностроении, автомобильной и авиационной промышленности, электротехнической промышленности.

Также используются сплавы систем: алюминий – медь, алюминий – медь – кремний, алюминий – магний. Магниевые сплавы обладают  высокими механическими свойствами, но их литейные свойства невысоки. Применяют  в приборостроении, в авиационной промышленности, в текстильном машиностроении. Сплавы системы магний – алюминий – цинк – марганец  предназначены для производства высоконагруженных отливок, работающих в атмосфере с большой влажностью.

Благодаря высокой коррозионной стойкости алюминиевые сплавы находят широкое применение в машинах, работающих в агрессивных средах и подвергающихся воздействию внешней среды.

В машиностроении находят применение и литейные, и деформируемые алюминиевые сплавы, однако предпочтение отдается литейным. Основное направление в применении литейных сплавов — замена традиционных материалов (чугуна и стали). Самой значительной группой применяемых деталей являются корпусные детали.